Главная - Теория АЭС - Обоснование необходимости исследования ториевого топливного цикла для внедрения в ядерную энергетику

Обоснование необходимости исследования ториевого топливного цикла для внедрения в ядерную энергетику
АЭС - Теория АЭС

обоснование необходимости исследования ториевого топливного цикла для внедрения в ядерную энергетику

Предлагая сейчас что-либо новое к использованию в ЯЭ нужно учитывать, что это новое будет внедряться в уже существующий, буквально живой организм ЯЭ. Каким бы заманчивым предлагаемое решение авторам ни казалось, достаточных условий его реализации заранее предвидеть невозможно. Но в качестве необходимого условия, несомненно, должно быть то, что предлагаемое решение должно как минимум улучшать что-либо из существующих сейчас различных групп показателей и требований, не сводимых к единому параметру (устойчивость развития, экономика, безопасность, обращение с отходами, ресурсы, экология, нераспространение, взаимоотношения с другими инфраструктурами), не ухудшая остальных.

Та ЯЭ, которую мы сейчас имеем, конечно, была сотворена не по злому умыслу, а в основном из благих побуждений. Но в силу отсутствия необходимой научно-технической зрелости и недостаточного предвидения последствий, обусловленного естественным недостатком опыта на первоначальных этапах развития, а также в силу экономической, мировоззренческой и социальной неготовности общества, ЯЭ не продемонстрировала всех тех преимуществ и потенциальных возможностей, которые ей присущи. В настоящее время ЯЭ оказалась заложницей прошлых гигантских государственных вложений в урановый и уран-плутониевый топливные циклы. Они позволили ей довольно быстро появиться в том виде, в котором мы сейчас ее имеем, но они создали структуру, которая практически не может развиваться дальше в условиях конкурентных рыночных отношений, не допускающих гигантских долговременных вложений денег и ресурсов. Современная структура ЯЭ сдерживает возникновение новых структур, поскольку отвлекает на самосохранение и масштабирование старого такие ресурсы, что на создание нового их практически не остается.

Для того чтобы сейчас внедрить что-то новое и, в частности, ториевый топливный цикл, нужно научиться работать в условиях совершенно непривычных для специалистов, ранее занимавшихся ЯЭ:


Сейчас сложилась удачная ситуация для анализа дальнейших путей развития ЯЭ и, в частности, для поиска путей привлечения и использования тория в ЯЭ. Снижение темпов развития ЯЭ временно сняло актуальность срочного решения проблемы исчерпания уранового топлива. Вернее, для решения этой проблемы предоставлено более длительное, чем раньше думали, время. За это время, при приемлемой интенсивности вложения отпускаемых на решение фундаментальных проблем ЯЭ средств, следует заняться исследованием и созданием структуры оптимального топливного цикла ЯЭ с привлечением урана, тория, электроядерных и термоядерных источников нейтронов, решить проблему создания безотходного по актинидам топливного цикла ЯЭ.

При расстановке приоритетов в работах можно вполне руководствоваться высказыванием Г.Бете, что в качестве первого приоритета следует рассматривать замыкание топливного цикла (без чего невозможны ни бридинг, ни трансмутация, ни ториевый топливный цикл), а в качестве второго приоритета – привлечение тория в ЯЭ, на первых порах, хотя бы, в качестве топлива для реакторов типа CANDU.

Для нашей страны этапы пути к использованию тория в ЯЭ по степени обоснованности и оправданности интереса, по областям использования тория и по времени, в котором может появиться реальный интерес и реальный прогресс, можно ранжировать следующим образом:

В ближайшие 15–20 лет – использование тория в существующих ВВЭР и БН для улучшения их эксплуатационных характеристик и безопасности их работы, практически без изменения их конструкции. При этом за счет: гомогенного введения тория в топливо; гетерогенного размещения в отдельных твэлах тория или тория в комбинации с выгорающим поглотителем; использования тория в подвижных компенсаторах реактивности; создания ториевых торцевых и боковых экранов – возможно удастся решить задачи по:

В ближайшие 20–30 лет – оптимизация конструкции и режимов работы твэлов, ТВС, активной зоны существующих реакторов с учетом возможности использования тория и урана-233 для улучшения безопасности и экономичности АЭС, снижения скорости наработки трансурановых нуклидов в системе ЯЭ. При этом следует анализировать всевозможные топливные циклы, типы топлива, различные ЯЭУ, причем в различных комбинациях и предположениях.

В течение 30–50 лет – исследование и создание способов наработки урана-233 как в критических, так и в подкритических реакторах, с использованием электроядерных и термоядерных источников нейтронов; поиск оптимальных путей конверсии трансурановых нуклидов в делящиеся нуклиды урана (в пределе – с переводом ядерного топливного цикла на режим производства энергии без сопутствующей генерации трансурановых нуклидов в значимых количествах). При этом не следует упускать из внимания возможность закрытия ЯЭ с ликвидацией всех опасных искусственных долгоживущих радионуклидов.

В настоящее время стало ясно, что пока проблема исчерпания дешевых запасов урана не возникнет вновь, никаких практических шагов к масштабным разработкам реакторов на ториевом топливе, несмотря на многообещающие и положительные предварительные результаты выполненных исследовательских работ и наличие больших ресурсов ториевого топлива, не будет предпринято.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости с ЗАЭС:

Запорожская АЭС в июне смогла выработать свой первый ми

News image

Запорожская атомная электростанция в июне выработала первый миллиард электроэнергии. ЗАЭС и дальше продолжает осуществлять работу в своем заданном ...

СХОЯТ ЗАЭС – безопасность и экологическая чистота

News image

Запорожская АЭС получила лицензию государственного комитета ядерного регулирования Украины на ввод в опытно-промышленную эксплуатацию сухого хранили...

Новости с ЧАЭС:

МАГАТЭ - Чернобыльской АЭС

News image

18 мая в Киеве начала работу экспертная миссия МАГАТЭ, посвященная рассмотрению Проекта окончательного закрытия и консервации (ОЗиК) блоков ЧАЭС. Э...

Самый большой ледокол с мире

News image

Самый мощный ледокол в мире был построен в России – «50 лет Победы». Этот корабль настолько большой и прочный, что способен преодолевать самый толстый...

Новый блок на АЭС Калверт Клиффс

News image

UniStar надеется к декабрю 2008 года получить сертификат общественной необходимости для строительства нового блока на АЭС Калвер...

Концерн E.On подал жалобу на Минприроды ФРГ за распоряжение

News image

Энергетический концерн E.On подал жалобу на распоряжение Минприроды Германии отключить старые АЭС на 3 месяца, сообщает в четвер...

Южно-Украинская АЭС желает продлить срок эксплуатации первог

News image

Со стороны шведского регулирующего органа по радиационной безопасности поступило предложение продлить свое сотрудничество с Укра...

На Курской АЭС сейчас проводятся масштабные противоаварийные

News image

В 20120-м году, третьего октября на Курской АЭС начато комплексное противоаварийное учение, где участвует группа, которая долж...

На Кольской АЭС осуществлена программа по перемещению высоко

News image

ЗАО Петрозаводскмаш (входит в Группу компаний ОАО Атомэнергомаш ) разработало и изготовило защитные контейнеры для высокоакти...

Игналинская АЭС намерена пересмотреть договор с подрядчиком

News image

Руководство Игналинской атомной электростанции (ИАЭС) намерено пересмотреть договор с основным подрядчиком - немецкой компанией ...

Получено разрешение на ввод в эксплуатацию Временного хранил

News image

10 декабря 2010 года Государственным комитетом ядерного регулирования Украины было подписано Отдельное разрешение № 000040/4 на ...

Новое расследование причин аварии на "Фокусима-1"

News image

С января этого года будет проводиться новое расследования причин катастрофы на японской АЭС «Фокусима-1». В группу  по расследован...