Главная - АЭС Казахстана - Перевозка ОЯТ БН-350 из Актау в Семипалатинск - забота о безопасности или политика?
Перевозка ОЯТ БН-350 из Актау в Семипалатинск - забота о безопасности или политика?
Новости АЭС - АЭС Казахстана

перевозка оят бн-350 из актау в семипалатинск - забота о безопасности или политика?

Казахстанские военные провели этим летом учения по отражению нападения террористов на ядерный объект, построенный в советский период близ Алма-Аты, пишет Вашингтон Таймс .

В ходе учений отрабатывались способы противодействия группам террористов, вознамерившихся похитить запасы ядерных материалов. Не вызывает сомнений, что проведение учений было приурочено к переговорам между Казахстаном и США по судьбе 300 тонн ОЯТ, накопленных в городе Актау (бывший Шевченко) на берегу Каспийского моря.

Уже в начале следующего года, начнётся вывоз ОЯТ из Актау по железнодорожным путям. Всего потребуется сделать пять рейсов по 60 тонн ОЯТ в каждом. Пунктом назначения станет объект Байкал-1 в Семипалатинске, где на бывшем советском ядерном полигоне будет обустроено долговременное хранилище.

Впервые о необходимости размещения казахстанского ОЯТ, образовавшегося в ходе эксплуатации реактора БН-350, заговорили в 90-ых годах. Толчком к этому послужили неоднократно высказывавшиеся опасения о возможном попадании ОЯТ в руки дельцов чёрного рынка.

В 1999 году правительство Казахстана подписало соглашение с министерством энергетики (DoE) США, положившим конец реактору БН-350. Как теперь признаются многие бывшие официальные лица, среди потенциальных угроз безопасности для казахстанского бридера, Вашингтон рассматривал его близость к иранской границе.

Мэттью Банн, профессор гарвардского университета, уверен, что в БН-350 накапливался необычайно чистый плутоний с содержанием 239Pu свыше 97%. Он уточняет, что в составе американского оружейного плутония доля 239Pu едва доходит до 90%.

Дополнительную напряжённость вокруг ОЯТ создавали планы Ирана по открытию своего консульства в Актау, что некоторые эксперты полагали косвенным признаком интереса ИРИ к отработавшему топливу и содержащихся в нём почти 3 тонн плутония оружейного качества. Но казахстанские дипломаты эти утверждения опровергают и расценивают иранские планы только лишь как признание растущей экономической важности Актау.

DoE оказывает финансовую поддержку Казахстану для обеспечения безопасности грядущей транспортировки ОЯТ. Но ряд экспертов называет это анахронизмом. По их мнению, представляется маловероятным, что некая группа террористов рискнёт захватить хорошо охраняемый поезд и перегнать в тайное убежище 60-тонную цистерну с ОЯТ, чтобы впоследствии переработать его и извлечь из него плутоний.

Леонард Спектор, в годы своей работы в DoE бывший прямо связанным с казахстанскими проблемами, отрицает, что правительство Ирана способно организовать нападение на поезд с ОЯТ. Тем не менее, он считает, что определённые угрозы существуют: В Иране есть элементы, не обязательно хорошо контролируемые, и вы не можете отрицать, что они могли бы попытаться провести такую операцию на свой страх и риск .

Лаура Холгейт из неправительственной организации NTI полагает, что террористы могут пойти на переработку ОЯТ даже в том случае, если это будет грозить им смертью: Вопрос заключается в том, насколько хорошо защищён плутоний? Будет ли топливо достаточно радиоактивным для того, чтобы рискнувшие его переработать люди умерли? Но даже если так, террористов это может не отпугнуть .

В 90-ые годы мнения экспертов по вопросу о судьбе ОЯТ БН-350 разделились, рассказывает Спектор. Часть из них предлагала оставить топливо на хорошо защищённой площадке в Актау. Транспортировка ОЯТ представлялась им дорогостоящим и опасным предприятием, связанным с дополнительными рисками.

По словам Спектора, решение о перевозке ОЯТ в Семипалатинск приобретает для Казахстана политический характер. С ним полностью согласен и Банн, называющий единственной причиной, побудившей Астану дать согласие на транспортировку, давнишнее соглашение с США.

Банн признаёт, что перемещение ОЯТ в Семипалатинск имеет определённые плюсы с точки зрения безопасности дальнейшего хранения, но при этом задаётся вопросом - стоят ли они тех денег, которые придётся заплатить за перевозку.

По некоторым оценкам, эта сумма составляет до 30 млн долларов. Банн с этими цифрами не согласен. По его собственным расчётам, вся программа транспортировки ОЯТ будет стоить не менее 175 млн долларов. В Счётной палате США утверждают, что пока не видели соответствующих отчётов от DoE, однако намерены со временем проверить эффективность расходования денег американских налогоплательщиков на эту программу.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости с ЗАЭС:

СХОЯТ ЗАЭС – безопасность и экологическая чистота

News image

Запорожская АЭС получила лицензию государственного комитета ядерного регулирования Украины на ввод в опытно-промышленную эксплуатацию сухого хранили...

Есть три миллиарда кВтч электроэнергии в июле

News image

Коллектив Запорожской атомной электростанции продолжает бесперебойно выполнять планы по производству и отпуску электроэнергии, успешно и качественно...

Новости с ЧАЭС:

Крейсер

News image

Похвалила наличием в вооруженных силах, на флоте государства такой машиной как атомный крейсер могли лишь только две сверхдержавы — Советский Союз и С...

Миссия ВАО АЭС на Чернобыльской АЭС

News image

22-24 июня на ЧАЭС прошла миссия технической поддержки ВАО АЭС по обмену опытом в области снятия с эксплуатации. В качестве экспертов в миссии пр...

Ветераны отдыхают в «Глории»

News image

На Запорожской АЭС ветеранам Великой Отечественной войны оказывается особое внимание. Социальная политика станции направлена н...

На Курской АЭС сейчас проводятся масштабные противоаварийные

News image

В 20120-м году, третьего октября на Курской АЭС начато комплексное противоаварийное учение, где участвует группа, которая долж...

Количество энергоблоков на АЭС Куданкулам могут увеличить до

News image

Количество энергоблоков на АЭС в индийском Куданкуламе может быть увеличено с шести до восьми, сообщил глава Росатома Сергей К...

По данным метеорологов, в районе Островецкой площадки, где п

News image

Очень важно, чтобы взаимодействие на уровне МАГАТЭ и Всемирной метеорологической организации обеспечило Министерству природных р...

Япония утилизировала 75-ть процентов обломков и мусора, кото

News image

В Японии Министерство окружающей среды уже отчиталось относительно хода утилизации мусора и обломков, которые остались после цунам...

С. Иванов: 1-й энергетический блок «Куданкулам» будет работа

News image

Основываясь на сообщении от РИА «Новости», 1-й ядерный реактор индийской АЭС «Куданкулам» будет готов к работе еще в нынешне...

В Индии может быть построен российский топливный завод

News image

Завод по фабрикации ядерного топлива по российским технологиям может быть создан в Индии, пишет The Hindu со ссылкой на главу ...

Топливная компания ТВЭЛ изготовила первую партию ТВС для пос

News image

В ОАО Машиностроительный завод (Электросталь, дочернее общество Топливной компании ТВЭЛ Госкорпорации Росатом ) изготовлена...