Главная - АЭС Великобритании - Британский Na-K бридер DFR отмечает 50-летие

Британский Na-K бридер DFR отмечает 50-летие
Новости АЭС - АЭС Великобритании

британский na-k бридер dfr отмечает 50-летие

Британскому быстрому реактору DFR в Даунри (Dounreay Fast Reactor) исполняется 50 лет.

Первый в Соединённом Королевстве быстрый реактор с ненулевой мощностью - 60 МВт (тепловых) - был выведен на критику 14 ноября 1959 года. В течение трёх лет он удерживал за собой пальму первенства по мощности для быстрых реакторов, и только в 1962 году его обошёл американский EBR-2 с мощностью 62 МВт(тепловых).

Ещё одному рекорду, установленному на DFR, не суждено быть побитым. Спустя три года после физпуска, этот реактор стал первым быстрым реактором в мире, выдавшим электроэнергию в сеть. За весь срок службы, реактор выдал потребителям 600 млн кВт×час.

В 1977 году DFR был остановлен, так как правительство Великобритании отказалось от дальнейшего развития быстрых реакторов на обозримую перспективу. Свёртывание быстрой программы в королевстве стало возможным, благодаря сложившемуся устойчивому положению на рынке урана - в Лондоне более не сталкивались с дефицитом урана и сочли целесообразным сфокусировать усилия на тепловых реакторах.

Как и большинство других первых быстрых аппаратов, DFR был спроектирован и построен в рекордно короткие сроки - всего лишь за четыре года. Британцев подстёгивала необходимость опередить СССР, где в начале 1959 года появился первый в Европе быстрый реактор БР-5 с ненулевой мощностью.

Спешка имела свои оборотные стороны. При строительстве DFR не принимались во внимания соображения, связанные с его неизбежным выводом из эксплуатации. Больший упор делался на безопасность.

Так, здание реактора проектировалось по принятым нормам для взрывоопасных производств - с легко срываемой ударной волной крышей и т.п. Руководство британской атомной отрасли не было уверено в том, что процедура физпуска DFR пройдёт гладко, и в ночь пуска весь лишний персонал был удалён с площадки, чтобы минимизировать число возможных жертв.

Однако сегодня у британцев другая головная боль - как разобрать ставший ненужным реактор и что делать с оборудованием и материалами? Опасность №1 на площадке - 57 тонн натрий-калия, использовавшегося в DFR в качестве теплоносителя первого контура. Он сильно загрязнён по цезию, а также по обломкам топливных элементов. Его хранение также связано с множеством мер предосторожности, так как Na-K вступает в бурную химическую реакцию с водой.

В 2008 году в Даунри началась операция по уничтожению Na-K. К настоящему моменту, утилизировано до двух третей этого материала, но остатки сильно загрязнены по цезию, что требует их предварительной прогонки через ион-обменные фильтры. Ожидается, что вся операция завершится в 2013 году.

После этого, на реакторе будет проведена очистка элементов активной зоны и оборудования от остаточного натрий-калия, для чего будет использовано роботизированное оборудование от группы AREVA. И наконец, на площадке начнутся работы по демонтажу оборудования и конструкционных элементов.

Больше всего споров вызывает судьба реакторного здания. Многие энтузиасты и историки подчёркивают, что купол превратился в символ для округи и должен быть сохранён как памятник ранним ядерным технологиям.

Но поддержание здания в порядке станет дорогостоящим делом, ведь каждые 10 лет его придётся ремонтировать. Поэтому не исключено, что купол будет снесён на последнем этапе вывода DFR из эксплуатации, то есть, в 2025 году.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости с ЗАЭС:

Чтобы на украинских АЭС повысить уровень безопасности,

News image

Если говорить об общей стоимости данного инвестиционного проекта, так она составляет один миллиард двести пятьдесят миллионов евро вместе с НДС, т...

На Южно-Украинской АЭС будет осуществляться противоавар

News image

С шестого по седьмое июня на Южно-Украинской АЭС будут осуществляться вместе с дирекцией ГП НАЭК «Энергоатом» противоаварийная тренировка в области ...

Новости с ЧАЭС:

Повышению безопасности труда на ЧАЭС – первоочередное в

News image

В здании учебно-тренировочного центра (УТЦ) в г.Славутич состоялась презентация курса обучения по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. На ...

Девять миллионов на дороге не валяются!

News image

Заключен договор между ГП «НЭК Укрэнерго» и ГСП ЧАЭС об использовании электрических технологических сетей для транзита электроэнергии магистральными...

На Балтийской АЭС начали работать над котлованами второго эн

News image

Глубина этих котлованов составляет четырнадцать метров и согласно плану, туда будет перемещено примерно 890,000 кубометров ...

В Индии разрешили запустить АЭС Куданкулам

News image

Регулирующий орган Индии в области атомной энергетике позволил запустить первый энергоблок главного объекта российско-индийского с...

Создание управляющей сети «Атом - ЖКХ»

News image

Билибинская АЭС, единственная атомная электростанция в зоне вечной мерзлоты, стала местом посещения рабочей группы по развитию ...

Размеры максимальных выплат в случае ядерных аварий в Индии

News image

Размеры максимальных компенсаций при ядерных инцидентах в Индии могут быть увеличены с 450 миллионов до 1 миллиарда долларов, пе...

Фламанвилль-3 будет использовать топливо со сплавом M5

News image

Блок №3 АЭС Фламанвилль - первый во Франции блок с реактором EPR-1600 - будет эксплуатироваться с топливом, оболочка которого ...

Западные сплавы

News image

Западные производители ядерного топлива подбирают оболочки, которые дадут возможность достигнуть поставленную перед отраслью цел...

Из-за губительной катастрофы в Японском городе Фукусима, жит

News image

По последнему сообщению местных властей префектуры Фукусима, около 90 тысяч местных жителей нуждаются в срочной помощи психолог...

На Ленинградскую АЭС-2 прибыл мостовой кран с грузоподъемнос

News image

  В качестве помощи шестнадцати тонный мостовой кран, который предназначается для турбинного зала первого энергоблока, прибыл н...